Запрет на экспорт металлолома из РФ — причины и последствия

 

В феврале НКО «Фонд развития трубной промышленности» выступила с предложением ограничить с 1 мая экспорт металлолома из России. В подготовленной презентации говорится, что ограничение поможет металлургам загрузить мощности и увеличить экспорт готовой металлопродукции.

Несмотря на то, что с момента публикации инициативы прошло больше месяца, а до 1 мая остаётся всё меньше и меньше времени, Минпромторг пока что не высказался однозначно по данному вопросу, что усиливает напряженность среди участников рынка сбора и переработки металлолома.

Более того, на прошлой неделе о неизбежных негативных последствиях введения ограничений заявили в Ассоциации морских торговых портов (АСОП). «Значительные объемы экспорта металлолома осуществляются через порты тех регионов, где нет предприятий по его переработке. Запрет экспорта лома черных металлов может привести к существенным негативным последствиям для портовых операторов, специализирующихся на перевалке данного вида груза», — говорится в заявлении Ассоциации.

В 2018 году через российские порты было отгружено на экспорт чуть более 4 млн. тонн металлолома. Перевалку осуществляют свыше 40 стивидорных компаний во всех регионах страны. Для ряда портов металлолом составляет весомую долю грузооборота (до 30-40%). «Перевалка осуществляется, как правило, на специализированных комплексах, включающих обустроенные площадки для накопления судовых партий и высокопроизводительное перегрузочное оборудование, создание и обустройство которых потребовало от портовых операторов целевых инвестиций. Ограничение экспорта лома черных металлов приведет к обесценению инвестиций, непроизводительным тратам на содержание простаивающих мощностей до момента их перепрофилирования, сокращению квалифицированного персонала», — утверждают в АСОП.

«Важно отметить, что в настоящее время уже заключены договоры перевалки на 2019 год, объемы груза гарантированы заключенными внешнеторговыми контрактами. Формирование цепей поставок на внешний рынок и завоевание доли рынка поставок лома черных металлов зарубежным потребителям – совместное достижение экспортеров и транспортных компаний. В случае введения запрета экспорта на шесть месяцев будет в значительной мере подорвано доверие к российским поставщикам, а их место на мировом рынке займут компании из США, Китая и других стран», — отмечают в Ассоциации морских торговых портов.

По их подсчётам, серьёзные потери понесёт и госбюджет. Снижение налоговых отчислений стивидорных компаний составит до 700 млн рублей, экспортных пошлин бюджет недополучит на сумму не менее 20 млн евро. При этом в АСОП особо подчеркнули, что значительная часть трубопроката тоже идёт на экспорт, вот только пошлина на такую продукцию составляет 0% против 5% (но не менее 5 евро за тонну) для лома черных металлов. То есть «отдельные экономические субъекты», которые «недополучат прибыль» — это не только экспортеры лома, но и российские порты, а также госбюджет.

Кроме того, вероятный запрет может серьёзно ударить по регионам. Например, на Сахалине, Камчатке и в Магаданской области отсутствует транспортная инфраструктура для вывоза металлолома на российские перерабатывающие предприятия, единственная возможность для этих регионов избавляться от лома — экспорт.

«В случае запрета экспорта мы и другие компании Сахалинской области, Магадана и Камчатки будем вынуждены закрыться, потому что не будет сбыта. Если лом невозможно будет вывозить с острова, это ухудшит экологическую обстановку в регионе… Всего в отрасли по Сахалинской области заняты сотрудников компаний — 400 человек, сдатчиков — 12 тыс. человек. Все эти люди лишатся заработка, а бюджет — отчислений», — пишет гендиректор сахалинской компании «Умитэкс».

На следующей неделе в Москве пройдет ежегодный форум «Лом черных и цветных металлов», на который съедутся работники отрасли со всей страны. Все они ждут от Минпромторга ответа — как им работать после 1 мая.